Рулонный полимерный изолирующий материал, геомембраны
В настоящее время при строительстве и реконструкции автомобильных дорог все более широкое применение получают современные, технологичные материалы – геосинтеки. Их характерная черта заключается в повышенной эффективности, так они как позволяют повысить работоспособность дорожной конструкции, уменьшить толщину конструктивных слоев дорожной одежды и продлить сроки службы дорожных сооружений.
Одними из наиболее распространенных – являются геомембраны, которые успешно используются в таких отраслях промышленности как: промышленное и гражданское строительство, мосто- и тоннелестроение, строительство железных дорог и т.д. Анализ физико-механических свойств показал, что указанные материалы могут найти свое применение и в автодорожном строительстве. Более того, накоплен положительный зарубежный опыт (Италия, Польша и др.) по применению данных материалов для защиты конструкций от механических воздействий автомобильных нагрузок, гидроизоляции грунтов, отвода воды и укрепления грунтов.
Геомембраны – это не просто пленка, это сложная строительная технология. Исходным материалом для неё является полиэтилен высокой и низкой плотности с добавлением сажи, антиокислителей и стабилизаторов высокой температуры. Поэтому геомембраны на основе полиэтилена характеризуются высокими антикоррозийными и гидроизоляционными свойствами, гибкостью, безусадочностью, устойчивостью к растрескиванию, имеют высокие механические характеристики в сочетании с инертностью к кислотам и щелочам. На свойства материала не оказывают влияния температурные колебания и ультрафиолетовое облучение, так как геомембраны не содержат добавок или наполнителей, которые могут способствовать процессу старения и снижению её физико-механических характеристик.
Области применения геомембран:
- Захоронение отходов (изоляция основания полигона, изоляция поверхности полигона).
- Гидротехническое строительство (Исключение потерь воды через грунт и испарение создают конкретные экономические преимущества).
- Промышленное применение.
- Техника водоотведения (Защита от коррозии).
- Отделка тоннелей.
- Гражданское строительство.
- Дорожное строительство.
- Строительство резервуаров.
Геомембраны делятся на два основных типа:
- Гладкие геомембраны под сварку
- Профилированные геомембраны
Гладкие геомембраны под сварку – рулонный полимерный изолирующий материал, изготовленный из полиэтилена высокого давления с добавлением сажи, антиокислителей и стабилизаторов высокой температуры. Используются как гидроизоляционное и антикоррозийное покрытие поверхностей.
Области применения гладких геомембран под сварку:
- строительство полигонов твердых бытовых отходов;
- строительство полигонов токсичных промышленных отходов, в том числе жидких отходов шламонакопителей;
- локализация и рекультивация заброшенных и несанкционированных свалок;
- строительство и реконструкция гидротехнических сооружений;
- изоляция резервуаров питьевой воды;
- защита бетонных конструкций;
- искусственные водоемы.
Основные приемущества:
- высокие прочностные характеристики;
- эластичность;
- трещиностойкость;
- безусадочность;
- высокие механические характеристики;
- инертность к кислотам и щелочам.
Профилированные мембраны – одно-, двух-, трехслойные рулонные материалы, главным составным элементом которых, является слой из прочного полужесткого полиэтилена с выступами.
Области применения профилированных геомембран:
Преимущества профилированных мембран состоят в оптимальной способности горизонтального и вертикального отвода воды, оптимальном распределение давления, отсутствии точечных нагрузок. Технология воздушного зазора уравнивает давление влаги, предотвращает возникновение разрушительного гидростатического давления.
Улучшенная вентиляция внутренних поверхностей, что позволяет конструкции быстро высыхать. Профилированные мембраны используются, прежде всего, для защиты фундаментов и стен, в качестве подготовительных слоев, укрепления склонов и грунта, при создании мусорных свалок, садово-парковом оформлении, озеленении крыш, при строительстве мостов, туннелей, плоских кровель, промышленном строительстве, строительстве трубопроводов, санации старых зданий, защите от наводнений, дорожном строительстве, устройстве промышленных полов.
Экономические преимущества при использовании в транспортном строительстве геомембран по данным зарубежных источников заключаются в уменьшении толщины слоев дорожной одежды, земляного полотна и, как следствие, уменьшении материалоемкости дорожных конструкций и времени, затраченного на строительство.
Здесь следует отметить, что территория Российской Федерации характеризуется сложными природно-климатическими и зачастую неблагоприятными грунтово-гидрогеологическими условиями, знаний строительства и эксплуатации автомобильных дорог с использованием геоматериалов в этих условиях явно недостаточно, поэтому в настоящее время в целях накопления опыта по применению геосинтетиков в дорожной отрасли разработаны методические рекомендации.
Геомембраны отвечают требованиям, предъявляемым как к гидроизоляционным материалам, так и геосинтетическим материалам, и может применяться в конструкциях земляного полотна по указанным назначениям. Данный вид геосинтетика может использоваться в качестве армирующей прослойки для обеспечения устойчивости насыпей на слабых основаниях. Однако он менее эффективен, например, чем геотекстильные материалы. В то же время геомембраны могут использоваться в качестве перераспределяющий прослойки, а именно, воспринимая большие напряжения от вышележащих слоев и автомобильной нагрузки, он распределяет эти напряжения по большей площади, что позволяет снизить вертикальные напряжения на нижележащие грунты, тем самым повысить устойчивость дорожной конструкции.
Применение современных геосинтетических материалов в сопоставлении с традиционными техническими решениями при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог высоких технических категорий, в сложных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условиях повышает надежность дорожных конструкций и увеличивает сроки службы автомобильной дороги.
- защита гидроизоляции фундаментов;
- звукоизоляция межэтажных перекрытий;
- замена подготовки фундамента;
- гидроизоляция каналов, плоских кровель, полов, замена тощего бетона, щебня;
- распределение нагрузки, уменьшение деформаций, сокращение толщины пирога автомобильных и железных дорог, гидроизоляция тоннелей.