Драть три шкуры за каждый километр
Платные дороги в России могут оказаться значительно дороже обещанного правительством «рубля за километр». Пресс-служба Белого дома опубликовала распоряжение правительства, которое увеличивает расходы на строительство платного участка федеральной трассы М-1 «Беларусь» на 37%, а скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург более чем на 20%. При этом сроки прокладки обоих участков увеличены на два года.
Премьер Владимир Путин подписал распоряжение, вносящее изменения в график и сметы строительства двух платных дорог – нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва–Минск и скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км.
Как известно, в ноябре 2006 года правительство Михаила Фрадкова утвердило смету строительства платного участка трассы Москва–Санкт-Петербург в размере 55 млрд. руб. и сроком начала эксплуатации в 2010 году. Теперь правительство Владимира Путина увеличило смету на 20,5%, а срок окончания строительства перенесло на 2012 год. Расходы на строительство нового участка дороги М-1 «Беларусь» правительство Путина увеличило сразу на 37% – с 17,26 до 23,66 млрд. руб. При этом сроки завершения строительства также перенесены на два года – с 2009 на 2011 год.
Напомним, что в феврале 2008 года вице-премьер Сергей Иванов обещал, что стоимость проезда по платной дороге Москва–Санкт-Петербург составит около одного рубля за каждый километр. Однако бурный рост сметы и будущая инфляция легко могут взвинтить стоимость проезда до двух или даже до трех рублей за каждый километр.
Рост сметы дорожного строительства, по мнению управляющего партнера компании «2К Аудит – Деловые консультации» Ивана Андриевского, обусловлен беспрецедентной инфляцией, в том числе скачком цен на стройматериалы и логистику. «Практика показывает, что крупные проекты строительства автодорог по нескольку раз подвергаются корректировке, так что не исключено, что смета будет пересмотрена еще раз», – считает Андриевский. По его словам, автомобилисты, которые считают, что дороги, являясь госсобственностью, должны быть бесплатными, в любом случае постараются не пользоваться платными трассами. Тех же, кто относится к среднему классу и поддерживает идею строительства платных дорог, полагая, что они помогут решить проблему пробок, «отпугнуть от платных маршрутов может только значительное увеличение стоимости этой услуги – не на 30–40%, а на несколько порядков», – отмечает эксперт.
«Регулярный пересмотр смет и сроков говорит о низком качестве планирования», – считает гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. Однако из-за дефицита транспортной инфраструктуры даже подорожавшие дороги, по мнению Микаеляна, будут пользоваться спросом.
В то же время многие экономисты объясняют рост смет дорожного строительства переносом сроков строительства, которое, в свою очередь, вызвано отсутствием опыта заключения концессионных соглашений. Как известно, обе дороги, находящиеся в государственной собственности, будут строиться с привлечением частных средств. Вернуть эти средства инвесторы планируют за счет текущей оплаты проезда и долгосрочной аренды участков вдоль дорожного полотна. Однако список гарантий со стороны государства до сих пор окончательно не согласован. Первоначально конкурс претендентов на концессии предполагалось провести еще в 2007 году. Однако на сегодня реальные сроки этого конкурса все еще обсуждаются. Вместе с тем в Федеральном дорожном агентстве «НГ» вчера подтвердили, что вскрытие конвертов с предложениями претендентов на концессионные соглашения по обеим дорогам состоится до конца третьего квартала 2008 года.