В ноябре бензин в России станет золотым
Очередная акция протеста против роста цен на топливо, организованная Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, пройдет 10 сентября в Москве на набережной Тараса Шевченко. Поддержать дорожников приедут работники авиации, водного транспорта, агропромышленного комплекса, ожидаются энтузиасты из многих регионов РФ, здесь же будут добровольцы из общественного движения “Свобода выбора”. Формально заявлен митинг в 1,5 тысячи человек.
Эксперты нефтяного рынка считают, что общими усилиями цены на топливо удастся держать в узде до середины осени.Митингующим специально дали не стратегическую улицу, чтобы обезопасить автомобилистов, хотя изначально планировалось еще два митинга: на Горбатом мосту возле Дома правительства и на Славянской площади на Китай-городе, однако согласия на эти два места власти не дали. Бучу подняли грузоперевозчики: всеобщее возмущение вызывают цены на топливо в некоторых регионах РФ, где цена за литр солярки достигает 35-37 рублей, тогда как в Москве цена колеблется от 25 до 26 рублей. Митингующие говорят, что намерены привлечь внимание правительства к проблеме и собираются заставить его внятно объяснить, какими мерами оно собирается эту проблему решать.“Митинг – это, конечно, не решение, – комментирует лидер общественного движения “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. –
Это сигнал исполнительный власти решить проблему на внутреннем рынке, где ситуация просто катастрофическая. Особенно страдают грузоперевозчики, рентабельность бизнеса которых сегодня фактически нулевая. Многие стоят на грани выживания. Мы воспринимаем эту акцию как веский сигнал властным структурам, которые должны выйти на конструктивный диалог с профсоюзом, и тогда, будем надеяться, начнется процесс оздоровления рынка”.В качестве примера он приводит собственную акцию “Марш пустых канистр”, прокатившуюся в мае по 50 регионам РФ. Несмотря на то, что официального ответа на письма и прошения участников акции власти пока не дали, чувствуется, что цены на бензин понемногу, но все-таки поползли вниз: начиная с августа каждую неделю разница составляет от 1 до 10 копеек в зависимости от региона.
По мнению В. Лысакова, профессиональные союзы дорожников, обладающие соответствующей организацией и техникой, – сила гораздо более внушительная, поэтому от властей уже в ближайшее время можно будет ожидать каких-то мер по стабилизации внутреннего топливного рынка.Эксперты нефтяного рынка в это время склонны считать, что намечающаяся акция больше носит политический характер, ведь в течение последнего месяца цены на бензин и так начали снижаться. Остановка роста и последующее снижение начались в августе 2008-го. Так, на 25 августа стоимость литра бензина в среднем по России составила 23,28 рубля, в том числе низкооктанового (А-76, Аи-80) – 20,99 рубля, марки Аи-92-93 – 24,29 рубля, высокооктанового (Аи-95 и выше) – 25,86 рубля.
Средняя стоимость дизельного топлива в это время составила 25,23 рубля за литр.В Санкт-Петербурге о намечающейся акции ничего не слышали. По мнению председателя Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, пусть незначительному, но снижению цен на бензин в последнее время мы обязаны нашему правительству. “Они так же, как и мы, передвигаются на автомобилях, – говорит эксперт. – Видят цены на АЗС и ведут соответствующий мониторинг. Поэтому лично мне непонятно, чего они этим митингом хотят добиться”. По словам эксперта, сейчас налицо тенденция снижения цен на нефтяные продукты, что связано с повышением экспортной пошлины на нефть в августе и, соответственно, снижением цен на нефть на внутреннем рынке, затем снижением цен на нефтепродукты.
Следующее повышение экспортной пошлины должно состояться в октябре. Соответственно, снижение цен на топливо в рознице будет ощущаться до конца октября.“Начиная с 2000 года тенденция была очень простая, – говорит эксперт. – В марте-апреле и октябре-ноябре цены всегда повышались. В прошлом году на осенние месяцы пришлось падение, и в этом году мы ожидаем того же самого, из-за резкого повышения цен летом, что в свою очередь связано со слишком долгим искусственным сдерживанием цен зимой-весной в связи с выборами”.В целом О. Ашихмин подчеркивает, что по нефтепродуктам ситуация не прогнозируема на два-три месяца вперед. Это связано с неким человеческим фактором в российской экономике, а именно персональными потребностями и возможностями sales-менеджеров ведущих нефтяных российских компаний, лично диктующих цены на экспортную нефть. На Западе все-таки процесс происходит в рамках какого-то планирования, а потому идет более цивилизованно и прогнозируемо.