Опыт проектирования дорожных конструкции с применением геосинтетических материалов
27 ноября 2009 г. в г. Новосибирске группа компаний «ЕвроДор» совместно с кафедрой «Проектирование и изыскание железнодорожных и автомобильных дорог» Сибирского государственного университета путей сообщения провела Первый региональный научно-практический семинар «Опыт проектирования дорожных конструкций с применением геосинтетических материалов». Семинар был посвящен актуальным вопросам внедрения антикризисных технологий дорожного строительства с применением геосинтетических материалов
В настоящее время в условиях ограниченного объема финансирования и со все возрастающими требованиями к уровню качества строительства автомобильных дорог стали актуальными вопросы внедрения инноваций, связанных с армированием и разделением слоев дорожных конструкций.
В конференции выступили с докладами: Иванов М.С. – генеральный директор ООО «ЕвроДор» «Разработка справочника и
проекта новой классификации геосинтетических материалов»; Кочетков А.В., д.т.н., профессор, академик транспорта, заведующий отделом ФГУП «РОСДОРНИИ» – «Использование теории наведенной неоднородности при моделировании дорожных конструкций с использованием геосинтетических материалов»; Бондарева Э.Д., к.т.н., доцент кафедры «Автомобильные дороги» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строитель-ного университета – «Принципы выбора конструктивного решения с применением геосинтетических материалов в дорожном строительстве»; Чижиков И.А, технический директор торгового дома «Фабрика нетканых материалов-Туймазы» – «Новые технологии противоэрозионной защиты, опыт устройства автомобильных дорог на слабых основаниях»; Берг Т.В., генеральный директор ООО «ЕвроДор-Сибирь» выступила с презентацией направлений деятельности предприятия.
В докладе Иванов М.С. был сделан аналитический обзор по теме семинара, показан фильм о современных материалах и технологиях геосинтетики в дорожном хозяйстве Российской Федерации, представлен изданный в 2009 г. справочник по геосинтетическим материалам.
В докладе Кочеткова А.В. было рассказано об опыте Республики Казахстан по разработке технического регламента по безопасности дорожно-строительных материалов, в частности, с включением разделов опасностей риска и по геосинтетическим материалам. Предложена концепция инкрементальной теории наведенной неоднородности при проектировании дорожных конструкций с геосинтетической арматурой. Предложено на этапе предпроектных работ вести расчет армирующих конструкций на основе учета прогиба и радиуса кривизны прогиба дорожных покрытий, ограничения скорости деформирования арматуры и выбора материала и конструкции арматуры путем согласования относительной деформации элемента арматуры и изгибаемого с растяжением слоя полупространства, деформируемого сосредоточенной нагрузкой. Необходимо введение в систему сертификационных испытаний геосинтетической арматуры показателя скорости относительной деформации образца арматуры, которая должна быть желательно меньше скорости относительной деформации грунта или элементов дорожной конструкции в состояниях, приводящих к потере устойчивости и накоплению поврежденностей.
В докладе Э.Д.Бондаревой проведен анализ принципов выбора конструктивного решения с использованием импортных и отечественных геосинтетических материалов в дорожном строительстве на основе анализа жизненного цикла. Представлены сведения о типовых ошибках и перспективных решениях, представлен анимационный фильм этапов монтажа геосинтетического материала на объекте производства работ, рассказано о методах расчета дорожных и грунтовых конструкций с применением геосинтетики.
В докладе И.А.Чижикова был проведен анализ работы в конструкциях большинства современных противоэрозионных материалов (деревянная обрешетка, объемные геоячейки из пластика и из геотекстиля, гидропосев, маты с семенами трав, противоэрозионные маты типа Enkamat, Sequmat, MakMat, Экстрамат М, Polymat, а также 3 D маты типа Геосклон 3D, Fortrak 3D, Armatex 3D).
Во второй части доклада на тему «Опыт строительства на слабых основаниях» было сообщено о строительстве промысловых дорог на болотах типа 1A, 2Б с применением высокопрочной геоткани. Докладчиком было сообщено о результатах долговременных исследований за осадкой насыпи, а также о технико-экономическом анализе новых технических решений в сравнении с традиционными методами строительства.
Во второй части семинара подробно разбирались следующие вопросы: на каких откосах и на каких уклонах применяется объемная георешетка с разными высотами; формирование подпорных стенок (материалы и принципы); геосетки для применения в асфальтобетонных покрытиях, дороги на болотистых почвах, рекомендации о армированию; использование габионных конструкций; назначение армирующих и разделительных прослоек в конструктивных слоях дорожных одежд.
В дискуссии выступили проектировщики и преподаватели университета путей сообщения.
Большой интерес вызвало предложение о введении нового предметного термина «геоимплантаты», которое включает в себя существующее понятие «геосинтетические материалы». Участники дискуссии признали возможность использования нового предметного термина участниками рынка, в частности, научными работниками, преподавателями вузов и проектировщиками автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пресс-группа ООО «ЕвроДор»